Трехмаховая «дочка» - Беспилотный самолет-разведчик D-21

После того как в 1960 г. американский самолет-разведчик U-2 был сбит над Свердловском, президент США Д. Эйзенхауэр официально объявил об отказе от пилотируемых разведывательных полетов над территорией СССР. Два года спустя Skunk works - группа перспективных разработок компании Lockhead - получила от ЦРУ задание на проектирование сверхзвукового беспилотного самолета разведчика. Результатом работы «скунсовцев» стал аппарат, получивший обозначение D-21A (от английского daughter - «дочь»). «Одноразовый» беспилотный самолет полностью изготовлялся из титана. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель позволял ему достигать скоростей более М=3,6 на высоте более 30 км и дальности более 2000 км.

Для запуска D-21A на базе «трехмахового» самолета-разведчика А-12 были построены 2 носителя, получившие обозначение М-21 и прозвище Mother Goose («Матушка Гусыня»). D-21А устанавливался на пилоне над хвостовой частью М-21. Отделение разведчика происходило после разгона-самолета-носителя до скорости М=3,2, достаточной для нормальной работы прямоточника. Управлял полетом «дочки» по радиоканалу второй член экипажа носителя.

5 марта 1966 г. был выполнен первый пуск D-21A. Во время четвертого запуска 30 июля в районе о. Мидуэй «дочка» после отделения ударилась о носитель, снеся ему хвостовое оперение. «Матушка Гусыня» перешла в беспорядочное падение, летчик-испытатель Билл Парк и оператор Рэй Торрик катапультировались, но последний получил при этом тяжелые травмы и умер на борту корабля-спасателя. Эта катастрофа поставила точку в работах по сверхзвуковому носителю.

Пытаясь спасти концепцию «дочки-матери», глава Skunk works К. Джонсон предложил использовать в качестве носителя бомбардировщик В-52Н, который мог транспортировать даже два беспилотных аппарата. Разведчики подвешивались под плоскостями крыла между фюзеляжем и внутренними пилонами двигателей. Однако гигантский бомбардировщик не мог разогнать «беспилотник» до скорости, необходимой для нормальной работы ПВРД. Поэтому новая модификация разведчика - D-21B - получила жидкостной реактивный ускоритель, который после отделения от носителя за 90 с разгонял БПЛА до М=1,5, после чего отбрасывался. По окончании разведывательной миссии D-21B должен был снижаться до 18 км, сбрасывать в заданном районе отсек с разведывательным оборудованием и самоликвидироваться. После спуска отсека до высоты 4,5 км раскрывался парашют, и его должен был подхватывать в воздухе специально оборудованный самолет JC-1 ЗОВ или подбирать из воды корабль-спасатель.

Всего было осуществлено 17 пусков D-21B, причем во всех случаях В-52Н нес только один разведчик под правым пилоном. Первая «боевая» миссия D-21B состоялась 9 ноября 1969 г. Ее целью был китайский ядерный полигон у озера Лоб-Нор (на северо-западе Китая). Благополучно выполнив съемку, разведчик из-за сбоя в системе управления не лег на обратный курс, а продолжал полет в северо-западном направлении и после выработки топлива упал на территории Казахстана. Можно лишь представить, как обрадовались неожиданному «подарку» советские спецслужбы...

Второй «боевой» запуск D-21B был произведен 16 декабря 1970 г. Разведчик пролетел почти 5000 км, однако разведотсек, благополучно приводнившийся в Тихом океане, был раздавлен форштевнем корабля, пытавшегося его выловить. Схожим образом завершилась и третья миссия 4 марта 1971 г. А 20 марта очередной разведчик исчез (предположительно, был сбит в районе Лоб-Нора). После этого программу закрыли окончательно.






кто изобрёл двигатель внутреннего сгорания
цельная попона для боевого коня
когда был изобретен компас
рассказ о герое древней греции