«Самки», «самцы» и «тяжелые кухни» - Тяжелые танки Первой мировой войны

20 октября 1914 г. полковник Эрнст Свинтон отправил в английское военное министерство письмо, в котором в общих чертах описал свой проект «гусеничного истребителя пулеметов». Это должен был быть большой гусеничный трактор, закрытый со всех сторон броней и вооруженный пушками и пулеметами. В порядке эксперимента построили две машины. Забронированный трактор назвали Little Willie, а машину специальной постройки - Big Willie. Испытания показали, что Little Willie не способен переползти через ров шириной более 1,2 м. Зато Big Willie легко переходил через рвы шириной 3 м, поднимался и спускался по крутому склону и взбирался на ступень высотой 1,5 м.

Big Willie был запущен в серию к концу 1915 г., получив обозначение Mk.l. Танк был вооружен четырьмя пулеметами. Некоторые машины имели вместо передних пулеметов две 6-фунтовые (57-мм) морские пушки (эти машины называли «самцами» в отличие от чисто пулеметных «самок»). Вооружение размещалось в плоских полубашнях-спонсонах, установленных по обоим бокам машины. Мотор занимал почти всю середину танка. Усилие с него передавалось на гусеницы через центральную и две бортовые механические коробки передач. Экипаж состоял из девяти человек, причем четверо из них - командир, водитель и два помощника - осуществляли управление танком. Для выполнения небольшого поворота одна из гусениц притормаживалась, а для более резкого - отключалась от двигателя, и машина могла вращаться на месте. Для выполнения плавных поворотов сзади еще были приделаны два колеса на двух балках, выступавших из корпуса. Ими действовали в точности так, как рулем лодки, для чего служил специальный трос, накрученный на барабан. Но потом выяснилось, что пользы от этих колес нет никакой, и на следующих моделях от них  отказались. Двигались машины очень медленно: скорость по пересеченной местности не превышала 2-3 км/ч.

Mk.l стал родоначальником семейства так называемых «ромбовидных» танков - основного оружия британских танкистов Первой мировой. От модели к модели увеличивались толщина брони и мощность двигателя, но общая компоновка оставалась неизменной. Завершил эту линию принятый на вооружение в 1918 г. Mk.V. Разработанный совместно с американцами Mk.VIII в 1919 г. должен был стать основным тяжелым танком, но заключение перемирия сорвало планы его массового производства.

В создании бронированных боевых машин немцы отстали от держав Антанты - их первый серийный танк A7V появился только в 1918 г. Он имел длину 7,35 м, ширину - 3,08 м, высоту -3,3 м. В центре был размещен двигательный отсек, закрытый капотом. Машину оснастили двумя 100-сильными карбюраторными двигателями Daimler. Очень удачная коробка передач позволяла водителю в одиночку в широких пределах варьировать повороты и скорость движения. Вооружение состояло из 57-мм пушки, установленной в носовой части корпуса, и шести бортовых пулеметов. Обслуживал его экипаж из 18 человек. Лобовая броня имела толщину 30 мм, бортовая - 20 мм, поэтому вес этого неуклюжего сооружения превышал 30 т. С большими оговорками, конечно, эту машину можно считать первым в мире танком с противоснарядным бронированием. Наибольшая скорость движения достигала 12 км/ч, но большая высота корпуса в сочетании с относительно малой шириной делали танк неустойчивым. Широкие гусеницы позволяли уверенно двигаться по рыхлому грунту, но только по ровной местности - без бугров, глубоких рытвин и воронок. За огромные размеры, неповоротливость, жуткую жару внутри и отчаянно дымившие двигатели немецкие солдаты прозвали A7V «тяжелой походной кухней».






история открытия бинокля
штыки первой мировой
объяснение детям свет
обзор штыков второй мировой войны