Поджать гусеницы - и вперед! - Колесно-гусеничные танки с подъемными гусеницами

По другому пути пошли создатели изготовленного в 1927 г. колесно-гусеничного бронеавтомобиля Vickers-Wolseley. У него силою мотора поднимался весь гусеничный движитель. На своих местах оставались лишь ленивец и ведущее колесо гусеничного хода. Основные колеса у этой машины, жестко связанные с корпусом, находились спереди и сзади гусениц. Весьма сложная по конструкции машина не оправдала надежд своих создателей. Длина «гибрида» оказалась слишком велика, и он испытывал сильную продольную тряску при движении. Да и характеристики машина имела весьма скромные: вес - 7,6 т, экипаж - 3 человека, вооружение - 1-2 пулемета, броня - 8-12 мм, двигатель - Meadows, 135 л. с, скорость по шоссе - 72 км/ч на колесах и 24 км/ч на гусеницах.

В 1940 г. в Новой Зеландии был построен колесно-гусеничный танк Дж. Скофилда, представителя компании General Motors в Окленде. Машина была построена на шасси 3-тонного грузовика Chevrolet. Двигатель располагался спереди, за ним - водитель и пулеметчик, и еще один пулеметчик в броневой башне в корме. Сиденье водителя можно было поднимать и опускать. Для перемены хода гусеницы опускались и поднимались силой мотора. Экипажу требовалось 7 мин, чтобы перейти с колес на гусеницы, и 10 с - с гусениц на колеса. Запас хода по шоссе составлял 560 км, а максимальная скорость соответственно на колесах и на гусеницах была 80 и 40 км/ч. Поскольку колеса не были подрессорены, танк мог двигаться на них только по хорошим дорогам. Испытания выявили множество недостатков, но в целом машина понравилась. На усовершенствованной модели, построенной два года спустя, при движении на гусеницах обе пары колес снимались и крепились на бортах. Танк получил открытую сверху башню, где размещались командир, выполняющий также функции заряжающего, и наводчик 40-мм английской танковой пушки.

Толщина брони варьировалась от 10 до 6 мм. Благодаря двигателю мощностью 235 л. с. танк развивал скорость 50 км/ч - на шоссе и около 32 км/ч - на пересеченной местности. Машина удалась, но все-таки производить ее военные посчитали нерациональным.

В СССР параллельно с гусеничными боевыми машинами пехоты в начале 1960-х гг. создавались и колесно-гусеничные БМП, имеющие больший ресурс ходовой части, увеличенный запас хода и более высокую скорость движения по шоссе. В 1961 г. в КБ Курганского машиностроительного завода велись работы по созданию боевой машины пехоты под индексом «Объект 609», имеющей колесное шасси и гусеничные. Еще один проект БМП («Объект 19») с ходовой частью такого же типа был разработан совместно КБ Алтайского тракторного завода и Бронетанковой академией в 1964 г. Ходовая часть представляла собой полноприводное колесное шасси с вспомогательным гусеничным движителем, который располагался между осями передних и задних колес и применялся для повышения проходимости, для чего опускался на грунт. Выход десанта - через задние люки на крыше корпуса. Движение на плаву осуществлялось водометными движителями. Переход с колесного хода на колесно-гусеничный осуществлялся на месте или на ходу за 15-20 с.

В том же году КБ Волгоградского тракторного завода была разработана колесно-гусеничная БМП «Объект 911» (вес - 12,7 т, скорость на гусеницах - 57 км/ч, на колесах - 108 км/ч), созданная на специальной базе со сварным корпусом и башней из катаных броневых листов. Моторно-трансмиссионное отделение размещено сзади. Колесный ход имел четыре колеса, из которых два задние - ведущие. Переход с одного движителя на другой осуществлялся на месте за 1,5-2 мин. Для движения по воде использовался водометный движитель.






штык нож второй мировой войны
рассказ о древней греции
история воздушного шара
кто изобрел вакцину от полиомиелита