Подводные транспорты -Транспортные и десантные подводные лодки

Пионером строительства подводных лодок, предназначенных для решения транспортных задач, была Германия. С началом Первой мировой войны на горло ее промышленности была наброшена удавка британской морской блокады. Нуждаясь в поставках из США, которые первые три года не принимали участия в войне, каучука, цветных металлов и другого стратегического сырья, немцы построили три транспортных подводных лодки типа Deutschland. Их водоизмещение в несколько раз превышало водоизмещение боевых подлодок, а полные обводы корпуса обеспечивали наилучшие ходовые качества. В корпусе были предусмотрены два грузовых отсека объемом 450 м3, а под палубой устроены выгородки для грузов, не боящихся морской воды. В 1916-1917 гг. Deutschland совершила два рейса через океан. После вступления США в войну на стороне Антанты подводные транспорты получили вооружение и использовались в качестве океанских рейдеров.

В ходе Второй мировой войны для Германии со всей остротой встала проблема обеспечения промышленности отдельными видами сырья, такими как каучук, вольфрам, молибден и др. Япония - союзник Германии в этой войне - нуждалась в новых образцах вооружения и военной техники. Для обеспечения связи между союзниками по «оси» две субмарины серии IXC - U-180 и U-195 - в 1942 г. были достроены как транспортные и получили обозначение «серия IXD». Для снабжения субмарин, действовавших против английских коммуникаций в Атлантике, дизельным топливом, смазочным маслом, провизией, пресной водой и торпедами на германских верфях строились 1600-тонные подводные танкеры XIV серии. Среди подводников эти корабли получили прозвище Milchcow («Дойная корова»). Для размещения требуемого количества топлива они имели развитое междубортное пространство, перевозимые на них торпеды размещались в надстроечных пеналах - прочных подъемных контейнерах, а остальные, передаваемые на боевые подлодки, сухие грузы - в отсеках прочного корпуса. Торпедных аппаратов лодки XIV серии не имели.

Перед японским флотом, начиная с 1943 г., встала задача снабжения гарнизонов, отрезанных на островах Тихого океана. Помимо привлечения к этой работе крейсерских подводных лодок, японцы разработали специальные транспортные лодки типов D1, D2 и SS. В силу антагонизма, существовавшего в Японии между флотом и армией, последняя заказала фирме «Хитачи» собственные подводные транспорты типа YU.

В послевоенные годы работы по проектированию транспортных подводных лодок развернулись в СССР. Так, атомная субмарина проекта 664 предназначалась для снабжения дизельных (!) лодок, действующих на океанских и морских сообщениях противника, крылатыми ракетами, торпедами, горюче-смазочными материалами и средствами жизнеобеспечения, для снабжения гидросамолетов авиационным топливом а также постановки мин. Ее строительство началось в 1964 г., но вскоре было прекращено.

И уж совсем фантастическими выглядят нереализованные советские проекты транспортно-десантных подводных лодок. Так, проект 621, разработанный в 1948 г., предполагал доставку 10 танков Т-34,12 трехосных грузовиков с тремя прицепами, 4 джипов, 12 противотанковых 85-мм пушек, двух 45-мм зенитных автоматов и... трех истребителей Ла-5. Считалось, что после всплытия подводной лодки эти самолеты подымут в воздух с помощью катапульты, и они обеспечат противовоздушную оборону района высадки всей остальной техники и 475 человек десанта. Этот проект имел еще ряд интересных особенностей. Например, в носовой части находилась механическая аппарель длиной 25 м.






основные труды аристотеля
что изабрёл гарвий
дымный порох составляющие
кто создал железную дорогу