Материалы


Мины? Давить! - Танковые тралы и машины-тральщики

Наземные мины в широких масштабах впервые были применены во время Первой мировой войны. Тогда же начали создаваться и средства противодействия минной угрозе. Первоначально задачу по проделыванию проходов в минных полях возложили на саперов, «вооруженных» щупами и индукционными миноискателями. Однако они могли действовать только при отсутствии огневого воздействия со стороны противника. Логичным шагом стало возложение задач по уничтожению мин на защищенную машину.

Уже в 1930-е гг. сформировались два основных типа танковых тралов - катковые и ножевые.

Действие каткового минного трала основано на создании давления, достаточного для срабатывания взрывателя противотанковой мины. Ножевые тралы, погружаясь в грунт, подобно плугу, «выглубляют» и удаляют мины в стороны от направления движения танка. Рабочим органом такого трала является отвал с несколькими ножами.

Англичане со времен Второй мировой войны уделяют большое внимание бойковым тралам. На поднятый над землей горизонтальный барабан крепятся цепи с грузиками, барабан раскручивается, цепи с силой бьют по грунту и либо заставляют мины сработать, либо отбрасывают их. Траление довольно надежно, но работа трала требует отбора мощности у двигателя машины-тральщика и сопровождается густой завесой пыли и комьев земли, которая уже сама по себе задерживает движение.

Неоднократно предпринимались попытки создать тралящую машину, устойчивую к взрывам мин и не нуждающуюся в выносных тралящих элементах. В 1941 г. германская фирма Alkett представила на испытания «тралящий танк» Raumgerat - узкоспециальную бронированную машину, непригодную для решения иных задач, кроме траления минных полей. Внешне Raumgerat напоминал исполинский артиллерийский лафет с двумя ведущими колесами в передней части и одним направляющим - в задней. Все колеса были «обуты» в цельнолитые опорные башмаки, обладавшие громадным запасом прочности. Корпус трала разделен на четыре отделения: управления, боевое, трансмиссионное и моторное. В отделении управления размещался водитель и органы управления. Боевое отделение располагалось сразу за отделением управления. В распоряжении командира машины (бывшего по совместительству стрелком) имелась вращающаяся башня от танка PzKpfw.l с двумя пулеметами. Трансмиссионное отделение располагалось под боевым и по бокам от него и содержало механизмы передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. В моторно-силовом и в корме корпуса находился двигатель с главным фрикционом. Днище корпуса, как подверженное наиболее сильному воздействию от разрывов противотанковых мин, было выполнено двойным с расположенным в междудонным пространстве ячеистым каркасом, предназначенным для увеличения жесткости конструкции.

Испытания показали, что если сам Raumgerat выдерживал подрывы мин без существенного ущерба, то экипаж после первого же взрыва (происходящего непосредственно под боевым отделением) получал серьезную контузию. Это обстоятельство, а также низкая подвижность и слабое бронирование, стали причиной закрытия проекта.

В 1944 г. компания Krupp создала 130-тонную машину разминирования Raumer S. Она имела подвижное сочленение в центре корпуса и стальные колеса диаметром 2,7 м. Передняя и задняя пары колес имели разную колею (передние - уже, задние - шире), чтобы проделывать возможно более широкий проход в минном поле. Каждая секция оснащалась собственным двигателем Maybach HL90. В самом конце войны машина была захвачена американскими войсками.


18.11.2017




когда появились первые памперсы
первые повозки с квадратным колесом
изобретатели воздушного шара
де вобан