Материалы


«Яйцо» в бомбоотсеке - «Паразитный» истребитель XF-85 «Гоблин»

В 1946 г., после поступления на вооружение тяжелых шестимоторных бомбардировщиков В-36 фирмы Convair в ВВС США вновь возникла идея использовать для их самообороны истребители воздушного старта. Предполагалось, что возможность нести такой самолет получит каждый бомбардировщик, а примерно 10% из них будут применяться в роли «воздушных авианосцев» с 3-4 паразитными истребителями на борту.

Контракт на постройку двух экспериментальных истребителей воздушного базирования ВВС заключили с фирмой McDonell. Вскоре на свет появились странного вида реактивные монопланы XF-85 Goblin. Их размеры и форма были обусловлены тем, что истребители постоянно находились в бомбоотсеке носителя и вылетали только для отражения вражеской атаки. Из-за короткого бочкообразного фюзеляжа они сразу же получили прозвище «летающее яйцо». Тонкое стреловидное крыло было выполнено складывающимся и имело элероны обычного типа. По курсу и тангажу самолет управлялся с помощью крестообразного оперения с дифференциально отклоняемыми рулевыми проверхностями.

В качестве приспособления для подцепки была выбрана жесткая трапеция сложной конструкции, уводящая паразитный истребитель далеко от фюзеляжа носителя и сводящая на нет риск столкновения. Подцепочное приспособление, установленное на истребителе, представляло собой убираемый стальной крюк с подпружиненной предохранительной скобкой. В выпущенном положении голова крюка находилась над передней частью фонаря кабины в поле зрения пилота. Система подвески была спроектирована на основе устройства, установленного в 1930-х гг. на дирижаблях Akron и Macon.

Для проведения испытаний XF-85 был специально приспособлен бомбардировщик В-29, получивший собственное имя Monstro. Из-за недостаточного клиренса бывшего бомбардировщика подвеска XF-85 осуществлялась через яму наподобие гаражной. В расширеном заднем бомбоотсеке была установлена стыковочная трапеция, оборудован герметизированный пост управления ею и рядом с ним место, где пилот истребителя ждал сигнала занять свое место в кабине. Испытывал XF-85 шеф-пилот фирмы McDonell Э.Скош. Полеты начались в 1948 г. Перед стартом Goblin опускали на трапеции вниз, летчик должен был выйти через воздушный шлюз из загерметизированного «зала ожидания», по узкой не огороженной металлической дорожке пройти до кабины истребителя, который к тому времени опять втягивали в отсек, залезть внутрь, закрыть фонарь и только после этого почувствовать себя в относительной безопасности. В бомбовом отсеке В-36 дело обстояло бы несколько проще, ведь он был закрыт снизу створками.

Первый полет XF-85 состоялся 23 августа 1948 г. Отцепка была произведена на высоте 6100 м при скорости около 320 км/ч. В течение десяти минут Скош занимался проверкой летных данных Goblin, а затем попытался причалить к трапеции. Однако задача оказалась неожиданно сложной: турбулентный поток упорно отжимал самолетик вниз. На втором заходе от удара о скобу трапеции был разбит фонарь кабины. Летчик решил не испытывать судьбу и благополучно посадил самолет в пустыне. После доработки системы управления (в частности, были установлены два дополнительных киля) испытания были продолжены. До апреля 1949 г. был проведен ряд полетов с отцепкой и причаливанием Goblin. Однако было ясно, что для рядового летчика этот трюк будет сродни «руской рулетке». Это, а также развитие систем дозаправки в воздухе, стало причиной прекращения работ по паразитному истребителю.


22.11.2017




малый противолодочный корабль на подводных крыльях проекта 1145 сокол
современные штык нож
какие достижения человека прямоходящего
древние машины с паровым двигателем