Форт на гусеничном ходу - Сухопутный броненосец и «Бронеход» Менделеева

Созданием передвижного средства, дававшего защиту нападавшим и одновременно позволявшего поражать противника, лучшие умы человечества озаботились еще задолго до наступления индустриальной эпохи. Гениальный художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи в 1484 г. в письме к миланскому герцогу Сфорца предлагал построить для его армии вооруженные артиллерией самоходные и совершенно неуязвимые для неприятеля боевые повозки, которые, по замыслу Леонардо, должны были сокрушить любого неприятеля. Недостаток проекта заключался в отсутствии двигателя - колеса машины приводились в движение людьми. Герцог отказал великому ученому, не веря, что пушки можно передвигать без помощи лошадей.

В 1855 г. англичанин Джеймс Коуэн спроектировал паровой бронеавтомобиль. Подобно тогдашним паровым омнибусам, бронеавтомобиль имел пять колес, два из которых были ведущими, а одно - управляемым. Вокруг шасси в два яруса должны были располагаться боевые помосты. На нижнем находились орудия, на верхнем - стрелки. «Косы» на осях колес дополнительно усиливали боевую мощь машины. Действовать такая машина могла бы только на шоссе, что не помешало бы использовать ее в системе береговой обороны. Однако британский премьер-министр Пальмерстон счел этот проект «нецивилизованным».

В 1874 г. француз Э. Буйен предложил проект «сухопутного броненосца», собранного из нескольких соединенных шарнирами «вагонов» на гусеничном ходу. Гусеница предполагалась одна, шириной в корпус самой машины. Этого монстра, весившего 120 т, предполагалось вооружить 16 орудиями, внутри его поместить 200 солдат и офицеров экипажа и десанта, а оснастить одной паровой машиной мощностью... 40 л. с! Очевидно, что такая махина никогда не смогла бы сдвинуться с места. Буйен, хотя и теоретически, первым в мире соединил в одной машине гусеничный ход, мощное вооружение, броню и двигатель.

В том же году сын знаменитого русского химика Д.И.Менделеева инженер-кораблестроитель Василий Дмитриевич Менделеев предложил машину, которая, по сути, была даже не танком, а настоящим фортом на гусеничном ходу. В течение нескольких лет (1911-1915 гг.) в свободное время Менделеев упорно работал над этой машиной. Танк представлял собой прямоугольную коробку. Ходовая часть имела пневматическую регулируемую подвеску, обеспечивавшую изменение клиренса от нуля до максимального значения (0,7 м). Гусеницы не выходили за габариты корпуса. Танк предполагалось вооружить 120-мм морской пушкой системы Канэ, которая монтировалась в носовой части корпуса и защищалась броневой маской, и пулеметом в специальной выдвижной башенке кругового вращения. В качестве двигателя предлагалось использовать корабельный дизель.

При стрельбе из пушки корпус опускался днищем на грунт, т. е. по всем параметрам да и по внешнему виду машина Менделеева напоминала скорее подвижную огневую точку, чем средство прорыва вражеской обороны. Применение же ее как танка, в широком смысле этого слова, вряд ли было бы возможно из-за крайне ограниченной проходимости и огромных трудностей, связанных с транспортировкой в район боевых действий. Понимая это, Менделеев предложил использовать специальное устройство, позволяющее устанавливать машину на железнодорожные колеса и передвигаться своим ходом. «Приспособляемость машины перемещаться по железной дороге, - писал он, - существенно необходима, потому что имеющиеся понтонные и шоссейные мосты не выдерживают ее веса». Проект был отклонен техническим комитетом царской армии.






кто изобрёл зеркало кратко
латные перчатки своими руками
письменность древней греции
отличие сабли от меча