Материалы


Для защиты Транссиба - Последние бронепоезда

К середине 1960-х гг. «братские» отношения СССР с Китаем сменились откровенной конфронтацией. А события на острове Даманском в марте 1968 г. поставили страны на грань открытого военного конфликта. Между тем всего в 70-100 км от границы проходила Транссибирская магистраль - основной путь сообщения центральных районов СССР с Забайкальем и Дальним Востоком. Захват или разрушение любого из многочисленных разъездов, туннелей или путепроводов означал блокаду всего района. Превращение каждого объекта в очаг обороны привело бы к распылению сил. Требовалось мобильное и эффективное средство. И тогда вспомнили о бронепоездах. К концу 1970-х гг. на Харьковском заводе транспортного машиностроения было построено 4 бронепоезда БП-1. Каждый из них включал: бронетепловоз ТГ-16 (оборудован 4 пулеметами, двухъярусной рубкой с отделением машиниста снизу и боевым отделением с командирским местом в верхней части); штабной броневагон (командный пункт и узел связи, зенитное вооружение: одна счетверенная 14,5-мм зенитно-пулеметная установка ЗУ-23-4 и одна спаренная 23-мм зенитная установка ЗУ-23-2); зенитную бронеплощад-ку (установлены ЗУ-23-4 и ЗУ-23-2); 2 страховочные платформы (для перевозки ремонтных материалов и страховки от мин и фугасов); 2 платформы с 2 танками ПТ-76 на каждой, с усиленными броневыми откидными бортами-аппарелями; 4 платформы с 2 бронетранспортерами БТР-40жд на каждой. Бронетепловоз должен был располагаться между броневагонами силовой частью к противнику, страховочные платформы на передней и задней оконечности бронепоезда. Специальные меры позволяли преодолевать участки с нарушением ширины колеи и повреждениями рельсов.

Кроме того, в состав бронепоезда входило 5 бронелетучек БТЛ-1, которые могли использоваться самостоятельно или двигаться в общем составе бронепоезда. В состав каждой из бронелетучек входили маневровый бронетепловоз ТГМ-14 (на нем размещался командир бронелетучки, 9 десантников, радист, санинструктор и локомотивная бригада из 2 человек) и 2 платформы с откидными аппарелями с танком Т-62 или Т-55 на каждой, а также с бронеотсеком для 8 человек с 4 пулеметами. Тактика действий поезда предполагала выдвижение в заданный район, где бронелетучки рассредоточивались по назначенным объектам. По прибытии танки могли вести огонь прямо с платформ или, съехав с них, занять подготовленные позиции. В зависимости от обстановки поезда и летучки могли выполнять задачи подвижного огневого резерва, перебрасываемого к угрожаемым участкам, а их танки - контратаковать противника.

В ходе контртеррористических операций в Чеченской республике силами подразделений железнодорожных войск стали оборудовать импровизированные бронепоезда, служившие для прикрытия ремонтно-восстановительных бригад на линии Назрань - Грозный. К 2004 г. на территории Чечни действовали 5 «спецпоездов». В их составе как правило имеются: 1-2 платформы с установленными на них ЗУ-23-2; 1-2 платформы с БМП-2 или танком Т-62; крытый четырехосный вагон с оборудованными в нем бойницами для ведения огня экипажем из личного оружия, а также импровизированными башенками на крыше для установки в них автоматических гранатометов АГС-17 и 12,7-мм пулеметов «Утес»; вагон с материалами; 1-2 пассажирских плацкартных вагона для отдыха экипажа; 2-3 контрольных платформы с балластом из заполненных песком мешков, рельс и шпал; платформа с автомобильной радиостанцией; тепловоз. Все элементы спецпоезда по возможности защищены по бортам мешками с песком, шпалами, бревнами, скрепленными железными скобами, а также из сваренных между собой железных плит.


24.09.2017




кто придумал холодильник
павел эгинский
шашка на перевязи
метатель бола