Боевые воздушно-космические самолеты
Очевидно, первым проектом боевого космического аппарата следует считать германский межконтинентальный разовый самолет, над которым в годы Второй мировой войны работал австрийский ученый Э. Зенгер. Гиперзвуковой ракетный бомбардировщик должен был, взлетая с территории Германии, доставлять к цели на территории США или Сибири 5-6 т бомбовой нагрузки. Бомбардировщик должен был иметь трапециевидное крыло малого удлинения, несущий фюзеляж с разнесенным хвостовым оперением и ЖРД в хвостовой части.
Горизонтальный взлет бомбардировщика должен был осуществляться с помощью специальной стартовой тележки, представлявшей собой платформу с ЖРД, разгоняемую по эстакаде длиной более 3 км. Через 36 с после старта на расстоянии 12 км от места взлета включался ракетный двигатель. Выработав большую часть топлива, двигатель отключался. При этом скорость достигала 6370 м/с, а высота - 91 км. В этот момент пилот должен был брать управление на себя и осуществлять дальнейший полет в режиме «волнообразного» планирования, который представлял из себя чередование нырков в плотные слои атмосферы с последующим выпрыгиванием в разреженные слои. На расстоянии 5550 км от старта скорость падала до 6000 м/с, а высота полета снижалась до 50 км. В этот момент планировался сброс бомб, после чего самолет должен был совершить разворот радиусом 500 км. Снова включался двигатель, разгоняя самолет для обратного пути. На удалении 100 км от аэродрома посадки скорость составляла 300 м/с, а высота-20 км. Последующее планирование с дозвуковой скоростью и посадка происходила, как и у обычного самолета. Зенгер рассмотрел и другие траектории, включая полеты с посадкой на территории дружественной Германии страны, а также с потерей машины после бомбометания. В последнем случае бомбометание должно было осуществляться с пикирования на высоте менее 1 км, после чего летчик должен был набрать высоту и катапультироваться (и, скорее всего, попасть в плен).
На рубеже 1950-1960-х гг. в США велась разработка пилотируемого боевого воздушно-космического самолета Х-20 Dyna Soar). По замыслу конструкторов, он должен был выводиться на орбиту с помощью ракеты Titan-З и после выполнения боевой задачи (выполнения разведки, нанесения бомбового удара или уничтожения космического аппарата противника) садиться, подобно самолету.
В 1965 г. в качестве «ответа» на Х-20 (от которого американцы к тому времени уже отказались) в СССР под руководством Г. Е. Лозино-Лозинского начались работы по многоразовой авиационно-космической системе «Спираль», включавшей орбитальный пилотируемый самолет с ракетным ускорителем и гиперзвуковой самолет-разгонщик. Запуск орбитальной ступени должен происходить на высоте 24-30 км при скорости, в 6 раз превышающей скорость звука. После завершения полета предусматривался планирующий спуск в атмосфере с посадкой на аэродром «по-самолетному», при этом для корректировки захода на посадку мог использоваться турбореактивный двигатель. Прерванные в 1969 г., работы над «Спиралью» были возобновлены в 1974-м. Для отработки посадочных маневров, а также для оценки устойчивости, управляемости и аэродинамических характеристик был построен пилотируемый дозвуковой аналог орбитального самолета - «Изделие 105». В 1977-1978 гг. он совершил 6 испытательных полетов с планированием на ВПП после отцепки от бомбардировщика Ту-95 на высоте около 5500 метров. Однако в конце 1970-х гг. от «Спирали» отказались окончательно: руководителям государства показалась более перспективной система «Энергия - Буран», близкая по концепции к американской Space Shuttle.
замок кент |
схемы древних водопроводов |
купить турнирные доспехи русских воинов |
финский нож пуукко |