Изучение Агрессивности У Детей

Как отмечалось, в современных зарубежных (преимущественно американских и французских) исследованиях подростковой агрессии подчеркивается значение жестокого обращения с детьми и их депривации в семьях и микросоциальном окружении. В отечественной психиатрии в последнее десятилетие изучению агрессивности у детей и подростков стало уделяться достаточно внимания. До этого времени исследовались в основном несоциализированные, психопатологически обусловленные формы агрессивного поведения, при этом почти не прослеживалась возрастная динамика формирования агрессивного и деструктивного поведения у несовершеннолетних, не рассматривались в должной мере социализированные формы поведения, непатологические варианты агрессии, а также роль патологии в развитии и созревании (психический дизонтогенез). Эти научные «пробелы» постепенно были восполнены специалистами ГНЦССП им. В.П. Сербского и другими российскими исследователями.

Особое место в исследовании психического дизонтогенеза в подростковый период следует отвести принципам диагностики нарушений развития, в том числе основам построения диагноза. Широкий спектр научных суждений, столь необходимый для периода развития учения о диагнозе, должен сохраниться в поисковых научных исследованиях, но не в документах, имеющих для практического врача значение «руководящих правил». В процессе развития учения о диагностике психических расстройств формировались разные его направления: феноменологическое, синдромологическое и нозологическое (Э. Крепе-лин), каждое из них имеет своих последователей и в настоящее время. Вместе с тем признавая значимость синдромологичес-кого подхода к диагностике (особенно для подросткового возраста), необходимо подчеркнуть важность сохранения нозологического принципа и необходимость его совершенствования, в частности, в плане построения функционального диагноза.





джозеф брама
когда изобрели колесо каменное
про пигмент зелень-шееле
про пигмент зелень-шееле