Боевой молот и клевец

Такое древнейшее оружие германцев, как молот, в Европе, Персии и Индии появилось из-за широкого распространения лат и кольчуг, против которых мечи были малоэффективными. Ударом тяжелого молота, как и булавой, можно было не только разбить хауберт (доспех), шлем или даже пластинчатый доспех, но и оглушить противника, лишив его способности сопротивляться. Однако в сравнении с булавой из-за большего веса и лучшего его распределения удар молота был намного мощнее. Положительное отличие булавы - ее универсальность, симметричной булавой можно наносить удары под любым углом. И хотя с течением времени появились другие, более искусно созданные образцы холодного оружия, примитивный и этим прекрасный молот еще долго оставался в строю.

Среди положительных качеств молота можно отметить «народность». Первые боевые молоты создавались из обычных, путем небольшого удлинения рукояти. Более того, молот оставался недорогим, доступным широким массам оружием. В боях за свои права многие горожане предпочитали именно его. Например, во время восстания 1382 г. жители Парижа использовали похожие обычные кузнечные молоты на длинной рукояти. К тому же молот, как и булава, не застревал в доспехах. Поскольку не разрубал, а скорее проламывал их, что приводило к значительным травмам даже в случаях, когда доспех выдерживал удар.

Один из важных недостатков боевого молота - полная неэффективность этого оружия при отражении ударов противника. Поэтому воин с молотом должен был иметь либо тяжелые латы, либо щит. Ведь специфика владения молотом, как и булавой, исключала действие в сомкнутом строю, а широкий замах, необходимый для нанесения удара, заставлял воина открыться на этот момент, что делало его очень уязвимым.

Различные боевые молоты прославились в мифологии, особенно в легендах и преданиях северных народов. Самым известным среди них был мьёльнир - молот бога Тора в германо-скандинавской мифологии. Говорили, что он легок, как перо, но при этом абсолютно неотразим и смертоносен, а после метания сам возвращается в руку владельца. Среди асов (скандинавских богов) поднять его могли только Тор и два его сына Магни и Сигню. Однако и им требовались специальные железные рукавицы, чтобы удержать молот, и пояс силы, чтобы его поднять.

Клевёц - одна из разновидностей боевых молотов. Его часто путают с другим распространенным оружием - чеканом. Связано это с тем, что различные исследователи дают разную характеристику этим видам оружия. Правильным, по мнению автора, можно считать определение в примечаниях к труду Дж. К. Стоуна «Большая энциклопедия оружия и доспехов». В нем сказано: «Правильнее называть чеканом топорик (с боевой частью в виде клюва - авт.) с выраженным молотковидным утолщением обуха или иным выступом на нем. В отличие от клевца, который на самом деле является боевым молотом».

Похожее оружие активно использовалось в Китае значительно раньше европейского аналога, начиная с времен династии Шан (1600-1046 гг. до н. э.). Оружие с кин-жалообразным бронзовым, а позднее железным лезвием (встречаются образцы с лезвием из нефрита, предназначенные для религиозных целей), прикрепленным под прямым углом к деревянной рукоятке, называлось гэ. Применялось в основном воинами на колесницах для стягивания и добивания противника.

Стилизованное изображение мьелънира, каждый удар которого вызывал гром и молнии

 

Клевец (слева) и чекан (справа)






первый мире двс
чем знаменит резерфорд
югославия при тито
справочник холодное оружие