Подводные всадники -Морские диверсанты - водители торпед
В годы Первой мировой войны постоянной «головной болью» итальянского морского командования были австрийские дредноуты типа Viribus Unitis. Эти 22000-тонные красавцы с двенадцатью 305-мм орудиями были идеально приспособлены к условиям Адриатического моря и по всем параметрам превосходили своих итальянских «оппонентов». Для их уничтожения была спланирована атака на австрийскую военно-морскую базу Пола. Для форсирования системы боновых заграждений был построен снабженный гусеницами катер-танк Grillo, вооруженный двумя торпедами. В мае 1918 г. он успешно проник в гавань, но был обнаружен и потоплен сторожевым судном. Тогда итальянские адмиралы ухватились за идею капитан-инженера 3-го ранга Р. Россети и лейтенанта медицинской службы Р.Паолуччи, предложивших атаковать австрийские линкоры с помощью магнитных мин, устанавливаемых боевыми пловцами. Для их доставки была разработана тихоходная торпеда Mignatta («Пиявка») с ручным управлением. Две мины (по 170 кг тротила в каждой) размещались в передней части торпеды и могли быть легко отсоединены. Экипаж Mignatta составляли двое пловцов, одетых в каучуковые комбинезоны; предполагалось, что при движении их головы будут оставаться на поверхности. Операция была проведена в ночь на 1 ноября 1918 г. и закончилась потоплением Viribus Unitis. По иронии судьбы, произошло это через несколько часов после того, как Австро-Венгрия объявила о своей капитуляции.
Накануне Второй мировой войны Италия вновь нуждалась в морском оружии, которое можно быстро изготовить и нанести чувствительные удары противнику. Инженеры ВМФ Т.Тезеи и Э. Тоски предложили проект человекоуправляемой торпеды, способной совершать небольшие переходы в полностью погруженном состоянии. Она получила обозначение SLC, но водители дали ей кличку Maiale («Поросенок»). В носовой части была установлена съемная боеголовка с часовым механизмом. Пилоты Maiale сидели друг за другом верхом на торпеде. Водитель-офицер был прикрыт изогнутой металлической пластиной и управлял торпедой с помощью рулевой колонки самолетного типа. Второй член экипажа (обычно унтер-офицер, водолаз) находился сзади. К месту атаки торпеды доставляла специально оборудованная подводная лодка-носитель.
Для применения человекоторпед и других морских диверсионных средств в составе итальянского флота было сформировано особое подразделение - 10-я флотилия торпедных катеров во главе с капитаном 2 ранга В. Боргезе. Ее самая успешная операция была проведена в ночь на 19 ноября 1941 г. Подводная лодка Scire доставила три торпеды ко входу в гавань Александрии - основную базу британского флота на Средиземном море. Итальянцам удалось пройти ворота в боново-сете-вом заграждении следом за английским эсминцем, входившим в гавань. В результате подрыва зарядов тяжелые повреждения получили линкоры Queen Elizabeth и Valiant, а также крупный танкер. Однако все боевые пловцы были захвачены в плен: двое непосредственно в гавани, а остальные на берегу спустя несколько дней.
Осенью 1940 г. в ходе закончившейся провалом операции итальянских боевых пловцов в Гибралтаре несколько торпед SLC попали в руки англичан. К 1942 г. была создана английская человекоторпе-да Charriot («Колесница») - практически точная копия Maiale. В течение 1943-1944 г. было проведено несколько операций с их использованием, однако впоследствии англичане предпочли сосредоточиться на применении в качестве диверсионных средств карликовых подводных лодок.
британский штык 1907 год |
детям о порохе |
биография у.гильберта |
презентация кто изобрел самолет |