Материалы


Наследницы «ФАУ» на субмарине - Первые подводные лодки с крылатыми ракетами

После победоносной Второй мировой войны бывшие союзники США и СССР превратились в потенциальных противников. Обе страны-победительницы начали испытание и освоение германских ракет V-1 и V-2, однако сравнительно малый радиус действия требовал доставки их к территории противника. И опять решение подсказали немцы. В ходе войны у них была аналогичная «проблема» с США. И они разработали проект стартового контейнера с баллистической ракетой V-2, буксируемого подводной лодкой XXI серии. Замысел свой они реализовать не успели, но идея совмещения подводной лодки и ракеты уже существовала. В 1947 г., приняв на вооружение под обозначением Loon аналог германской крылатой ракеты V-1, американцы начали ее экспериментальные пуски с переоборудованной подводной лодки Cusk типа Balao. Ракету размещали в водонепроницаемом цилиндре на верхней палубе за ограждением боевой рубки. Пуск осуществляли из надводного положения с эстакады с помощью пороховых стартовых агрегатов, при этом лодка ложилась на курс, обратный пеленгу стрельбы. После ряда стрельб американцы пришли к выводу, что идея перспективная, но во всех отношениях морально устаревшая ракета не обеспечивает решения боевых задач.

Разработка первой советской ракетной подводной лодки проекта П-2 началось в 1949 г. Ее компоновка предусматривала места для трех взаимозаменяемых блоков оружия, они могли устанавливаться или одновременно, или в разной комбинации. В первом блоке размещались четыре баллистические ракеты Р-1, являвшиеся копией германской V-2. Второй блок нес 17 модифицированных крылатых ракет 10Х «Ласточка», являвшихся развитием германской V-1. Третий блок вмещал три сверхмалые подводные лодки. Крылатые ракеты длиной 8 м и весом 3,5 т хранились со снятыми консолями и хвостовым оперением. Запуск предполагали осуществлять с направляющей длиной 20 м. Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель обеспечивал ракете скорость порядка 180 м/с и дальность полета около 240 км. От проекта отказались, поскольку не было способа стабилизации подводной лодки или стартового стола при качке.

Одновременно с П-2 началась разработка подводной лодки проекта 624. Она должна была нести девять крылатых ракет фирмы Лавочкина с прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Длина ракеты достигла 9 м, вес - 3,2 т, а дальность пролета составляла порядка 300 км. Ракеты находились со сложенными крыльями в двух контейнерах, расположенных побортно вдоль корпуса лодки. Все операции по подаче и запуску ракет осуществлялись в надводном положении. Старт был возможен при волнении моря до 2 баллов, хотя все понимали, что столь ела- I бого волнения в открытом море просто не бывает.

В 1952 году опять вернулись к модификации «Ласточки» - 10ХН. Вопрос продвинулся так далеко, что для натурных испытаний выделили подводную лодку Б-5 (бывшую К-51 военной постройки). Техническое решение осталось прежним: цилиндр-контейнер для хранения ракеты, стартовая ферма длиной 30 м под постоянным углом около 14°, стартовая тележка с твердотопливными ракетными ускорителями. Проблему, по которой отклонили проект П-2, здесь уже учли: автопилот ракеты отрабатывал углы крена до 30°, учитывал дифферент подлодки до 4° и сам так включал цепь стрельбы, чтобы старт произошел при прохождении палубы горизонта по килевой качке. Другим новшеством, по сравнению с П-2, были складывающиеся крылья ракет. Точнее, сначала ракета вообще хранилась без крыльев, и только на пусковой установке ее устанавливали на место. Однако все эти работы стали неактуальными в связи с появлением специализированных «морских» крылатых ракет.


18.11.2017




кто создал железную дорогу
клады третьего рейха
маски тотемов
султан арифи