Две пары крыльев - Самолеты с тандемным крылом

Одной из причин создания самолетов с тандемными крыльями является представление о том, что таким образом можно получить большую площадь несущей поверхности, чем в случае использования одного крыла и небольшого горизонтального оперения на самолете той же геометрической размерности. Однако применение такой схемы приводит к утяжелению планера и росту моментов инерции, что затрудняет управление самолетом. Кроме того, с ростом скорости самолета центр приложения подъемной силы сдвигается назад по профилю крыла, что приводит к затягиванию самолета в пикирование. Современные достижения аэродинамики способствовали возрождению интереса к схеме «тандем».

Одним из наиболее удачных самолетов с тандемными крыльями раннего периода развития авиации стала немецкая летающая лодка «Эртц W.6 Шунер», созданная в 1916 г. и применявшаяся германским флотом в качестве самолета-разведчика. В 1917 г. А. Фоккер создал на базе своего знаменитого истребителя-триплана Dr.l самолет V.8 с дополнительной парой крылев в средней части удлиненного фюзеляжа. Лично выполнив испытательный полет, конструктор распорядился разобрать аппарат.

Созданный в 1920 г. «летающий плавучий дом» Са-60 итальянской фирмы Caproni оснащался тремя комплектами трипланных крыльев от бомбардировщиков Са-4, установленных над объемистым фюзеляжем. Центральные крылья каждого набора соединялись двумя параллельными коробчатыми конструкциями, в каждой из которых размещался двигатель мощностью 400 л. с. В переднем и заднем наборах крыльев были расположены установки из толкающего и тянущего двигателей. Элероны задней тройки крыльев выполняли также функции рулей высоты. Вертикальные кили и рули направления были установлены с внешней стороны фюзеляжей между задними крыльями. Взлетный вес «дома» достигал 25 т. Са-60 выполнил лишь один непродолжительный прямолинейный полет и разрушился при посадке.

В 1937 г. свой первый вылет совершил опытный легкий штурмовик «Ш-Тандем» московского конструктора П. Д. Грушина. При выборе тандемной схемы предполагалось, что она позволит получить достаточно хорошие характеристики продольной устойчивости самолета, даст возможность разместить пулеметную установку непосредственно в хвостовой части самолета и сделать машину более компактной. Заднее крыло выполняло также роль горизонтального оперения, а его элероны одновременно служили рулями высоты. Вертикальное оперение было выполнено в виде шайб, прикрепленных к концам горизонтального оперения. Необычный самолет не вызвал доверия у руководства авиапромышленности и строительство второго экземпляра «Ш-Тандем» прекратили.

В 1939 г. французский конструктор Р. Пайен предложил проект истребителя с тандемным крылом. Переднее короткое крыло несло в себе закрылки и элероны, заднее крыло имело треугольную форму со стреловидностью по передней кромке 67°. Прототип самолета был построен в 1940 г. под обозначением Ра-22. После капитуляции Франции самолет был захвачен немцами и испытан в октябре 1942 г.

В 1940 г. небольшая фирма Miles Aircraft в рамках конкурса на перспективный истребитель для британского флота предложила самолет схемы, промежуточной между «тандемом» и «уткой». Моряков новинка не заинтересовала, но фирма продолжила работы по созданию пилотируемой модели М-35, предназначенной для проверки выбранных принципов. Вторая модель - М-39В - являлась прототипом двухмоторного бомбардировщика. Обе модели были испытаны, но заказа на разработку полноразмерных машин не последовало.






граждане рима
рассказы о героях древней греции
кто изобретил порах
основные методики исследования ударно-раздробляющего оружия