Материалы


«Американцы» на русской почве - Колесно-гусеничные танки семейства БТ

В 1930 г. с работами Кристи ознакомилась советская комиссия И.Халепского. После переговоров она приобрела два экземпляра танка М.1931 без башен и вооружения. В СССР машины тщательно изучили и запустили в серию. Все усовершенствования свелись к разработке башни под 37-мм пушку Б-3 (хотя из-за нехватки орудий часть танков выпускалась с пулеметным вооружением). В 1933 г. танк, получивший обозначение БТ-5, оснастили башней, унифицированной с массовым легким танком Т-26. С новой башней танк стал немного тяжелее (11,5 т), добавился еще один член экипажа, но скорость и бронирование у него не изменились.

В 1935 г. начали выпуск улучшенного танка, получившего обозначение БТ-7. Тактико-техническими условиями на новую машину предусматривались: установка на нем более надежного двигателя М-17, полностью сварной корпус с улучшенной обзорностью для механика-водителя, увеличенная емкость топливных баков. Ходовая часть состояла из восьми опорных, двух направляющих и двух ведущих колес. При движении на колесном ходу ведущей становилась задняя пара опорных катков, а управляемой - передняя. Средние колеса не поднимались. На гусеничном ходу руль снимался и укладывался в отделении управления. Большим недостатком БТ-7 можно считать сложность привода колесного хода. Переход с гусениц на колеса и обратно у обычных армейских экипажей занимал больше часа вместо нормативных 30 мин. Оставляли желать лучшего и авиационные моторы М-17, отработавшие на самолетах летный ресурс и устанавливаемые в танки после капремонта. Жалобы из войск на их низкую надежность были частым явлением. Техническая надежность машин существенно выросла после установки в 1939-г. на танке последней модификации БТ-7М 500-сильного дизельного двигателя В-2.

Танки БТ вместе с Т-26 были основой бронетанковых войск РККА в предвоенный период. Боевое крещение БТ-7 получили на Халхин-Голе в составе 6-й и 11-й танковых бригад, причем последняя совершила почти 500-километровый марш к месту боевых действий на колесах. Также БТ широко использовались во время польской кампании в сентябре 1939 г., в войне с Финляндией, а также в самом начале Великой Отечественной войны. В целом танки заслужили хорошие отзывы, однако отмечались сложность в управлении, требовавшая высокого уровня подготовки механиков-водителей, недостаточность броневой защиты и неудовлетворительная оснащенность средствами связи.

В 1934 г. был разработан колесно-гусеничный вариант среднего танка Т-28, получивший наименование Т-29 (вес - 28,5 т, экипаж - 5 человек, броня - 20-30 мм, вооружение - 76,2-мм пушка и 5 пулеметов, скорость - 56 км/ч на гусеницах и 80 км/ч на колесах). Корпус, двигатель и вооружение были позаимствованы у прототипа, но ходовая часть была совершенно иной: 8 опорных катков большого диаметра, причем ведущими были сразу три пары. При движении на колесном ходу три пары задних опорных катков были ведущими, а передние катки - управляемыми. В ходовой части применялась индивидуальная подвеска со спиральными пружинами. Из-за высокой сложности эксплуатации серийное производство было прекращено после выпуска в 1937 г. всего 2 машин.

В 1938 г. под руководством М.И.Кошкина были разработаны колесно-гусеничный танк А-20 (вес - 18 т, экипаж - 4 человека, скорость - 65 км/ч, вооружение - 45-мм пушка и 2 пулемета, броня - 20-25 мм) и чисто гусеничный А-32. При этом был использован ряд узлов и агрегатов БТ. В ходе испытаний А-32 был признан лучшим и был запущен в серию под обозначением Т-34.


18.11.2017




британский штык 1907 год
галина кулакова лыжница
французский кортик
телеграфная линия история открытия