Понятие «Дизонтогенез»

С понятием «дизонтогенез» связана одна из самых главных научных концепций в области детской психологии. Она заключается в том, что любое психическое расстройство у детей («первичный дефект нервной системы») вызывает временное или стойкое искажение онтогенетического развития («вторичный дефект») и в дальнейшем протекает в условиях продолжающегося созревания. Приведенная концепция Л.С. Выготского (1924, 1926, 1934) стала базисной не только для психологии, но и для детской и подростковой психиатрии. Эти фундаментальные положения найдут отражение в работах всех последующих отечественных исследователей асинхроний, задержек, повреждений развития, т.е. психического дизонтогенеза.

Анализируя с точки зрения психологии развитие высших функций у несовершеннолетних, Л.В. Выготский пришел к выводу: «может показаться парадоксом, что ключ к постижению развития высших психических функций мы надеемся найти в истории развития так называемого дефективного, т.е. биологически неполноценного ребенка. Объяснение этого в самом характере развития высших форм поведения ребенка, отягченного каким-либо физическим недостатком».

Несколько позже, уже с клинических позиций, Е.А. Оси-повой (1940) было отмечено, что любое болезненное (патологическое) воздействие на незрелый мозг может вызывать временные или стойкие отклонения в психическом развитии и психическое расстройство.





император акбар
реактивные пули mba
закон притяжения ньютона для детей
изобретение компьютера