Значение Социального Фактора
К вторичным факторам отнесены косвенные причины, оказывающие влияние на указанную систему отношений (супружеские конфликты, безработица, социальная изоляция), а также прямые причины: влияние на социальный опыт ребенка «коммунитарной обстановки» (отношений со сверстниками). В.Я. Гиндикин подчеркивает, что при этом существование клинических факторов и роль биологической основы обычно психологами и психиатрами недооцениваются, а с возрастом значение социального фактора возрастает во много раз (закономерность, отмеченная также Л.С. Выготским, 1932).
Л.М. Барденштейн и Ю.Б. Можгинский (2000) исследовали «патологическое гетероагрессивное поведение» и собственно «агрессивность» у подростков в структуре различных патологических состояний (нозологических форм): расстройств личности, поведенческих, эмоциональных расстройств, расстройств адаптации, органических психических расстройств и шизофрении. Авторы предложили классифицировать патологическую агрессивность в зависимости от направленности агрессии по отношению к объекту, способу выражения агрессии, цели агрессии и механизма ее реализации.
Сегодня, в связи со сложностью анализа агрессивного поведения детей и подростков, клиницистами, преимущественно судебными психиатрами, в практической деятельности отмечается необходимость применения многоосевой квалификационной системы (Гурьева В.А. и соавт., 1996, 2001; Морозова Н.Б., 1999; Макушкин Е.В., 2002).
кто изобрел современный акваланг |
при отказе горелки аэростат |
колюще-рубящее оружие |
штык ножи второй мировой |