Формирование Контроля Над Агрессивными Побуждениями

Автор подчеркивает, что большое значение для формирования контроля над агрессивными побуждениями имеют развитие представлений о другом человеке как уникальной личности, способность сочувствовать, сопереживать. Безусловно, здесь речь идет о детях с относительно нормативным развитием. Аномальные способы реагирования, искажение или отсутствие эмпатии, нарушения контроля за своими поступками, критического осмысления содеянного и прочее, наблюдались нами у детей с аномальным развитием, психическими расстройствами разного уровня и дизонтогенезом.

Е.Г. Дозорцева (2000, 2002), изучая аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным и криминальным поведением, в том числе и с агрессивным, определила, что категория личности является центральной при рассмотрении психологической регуляции социального поведения субъекта. Оказалось, что в связи с этим анализ личностного развития несовершеннолетних, совершивших агрессивно-насильственные правонарушения, имеет особое значение для понимания причин деликтов, оценки осознанности и произвольности регуляции противоправного поведения, социального прогноза дальнейшего развития.

По ее мнению, смысловые структуры представляют собой психологическое ядро личности и лежат в основе личностной регуляции деятельности. На выборке из судебно-психиатрического материала (подростки, совершившие гомициды), было установлено, что наиболее значимым смысловым образованием у несовершеннолетних с агрессивными деликтами является мужская полоролевая идентификация, основной атрибут которой - сила. При этом, в отличие от мальчиков контрольной группы, у подростков-правонарушителей отсутствовала эмоциональная идентификация образов Я и мужчины с образами реальных близких людей мужского пола (отца, брата, деда), что свидетельствует о недостаточной социальной опосредованности полоролевых представлений. Таким образом, данные литературы о том, что склонность к риску служит одним из предикторов противоправного поведения, нашли свое подтверждение. Одновременно автор указывает, что отрицательные этические и эмоциональные оценки проецируются на представления о враждебных людях, что позволяет несовершеннолетним изучаемой группы в ситуации конфликта освободить от таких оценок самих себя, а также оправдать собственные насильственные действия по отношению к противникам.





изобретение интернета
из чего построены московский,казанский, нижегородский
ножи справочник
штыки второй мировой войны