«Вертикалки» XXI века - Сверхзвуковые самолеты вертикального взлета

В 1971 г. флот США принял программу создания сверхзвукового СВВП для базирования на кораблях водоизмещением 15000 т. В соответствии с ней фирма Rockwell начала разработку самолета XFV-12, который представлял построенный по схеме «утка» высокоплан со стреловидным крылом и трапециевидным горизонтальным оперением, расположенным в носовой нижней части фюзеляжа. Крыло и горизонтальное оперение были оснащены реактивными закрылками ежекторного типа вдоль всего размаха, в которые поступает вся масса выхлопных газов двигателя (с их помощью осуществляется управление на режиме висения). Построенный в 1977 г., XFV-12 прошел только наземные испытания на специальном стенде. Дальнейшие работы над аппаратами такого типа были признаны бесперспективными.

Однако советские конструкторы с этими выводами не согласились, и в 1991 г. на авиационном салоне в Ла Бурже был продемонстрирован первый в мире сверхзвуковой самолет вертикального взлета и посадки. Это был советский Як-141. Самолет оснащен подъемно-маршевым двигателем Р-79 и двумя установленными непосредственно за кабиной пилота подъемными двигателями РД-41. Основной двигатель самолета форсирован. Форсажная камера находится перед поворотным соплом, причем применение форсажа возможно и при отклонении поворотных элементов сопла. Далеко выходящие за границы среза сопла две хвостовые балки с килями и стабилизаторами обеспечивают большие управляющие моменты на малых скоростях полета, позволяют облегчить стабилизацию по рысканью и эффективно управлять полетом. В процессе испытаний Як-141 было установлено 12 мировых рекордов скороподъемности и высоты полета с грузом. Из-за распада СССР и резкого сокращения военных расходов в постсоветской России серийное производство Як-141 развернуто не было. Впрочем, некоторые работы по доводке и улучшению характеристик самолета в ОКБ им. Яковлева ведутся на собственные средства в расчете на перспективные, в том числе и экспортные заказы.

В 1990-х гг. вернулись к разработке сверхзвуковой «вертикалки» и за океаном. В рамках проекта легкого истребителя-бомбардировщика «пятого поколения» F-35 JSF американская корпорация Lockheed-Martin совместно с английской- British Aerospace создала самолет короткого взлета и вертикальной посадки F-35B, предназначенный для Корпуса морской пехоты США и Королевского флота Великобритании. Для совершения вертикальной посадки на нем применяется подъемный вентилятор, который создает вертикальную тягу. Вентилятор связан с главным двигателем истребителя посредством жесткой передачи. Также во время вертикальной посадки сопло двигателя F-35B повернуто вниз, что дает дополнительную вертикальную тягу и обеспечивает устойчивость самолета во время маневра. Самолет также оборудован двумя дополнительными соплами в нижней кромке крыла, которые обеспечивают ему управляемость по крену во время вертикальной посадки. Начиная вертикальную посадку, пилот открывает створки подъемного вентилятора сверху и снизу позади кабины, и воздух начинает поступать через верхний воздухозаборник. Подъемный вентилятор связан с главным двигателем через ведущий вал. Он обеспечивает часть вертикальной тяги. В дополнение к этому сопло маршевого двигателя поворачивается вниз на 90°. Газоструйные сопла на крыле обеспечивают самолету управление по крену. Следует отметить, что возможность применения подъемного вентилятира рассматривалась КБ А. С. Яковлева еще в период работы над Як-36. Есть мнение, что в конструкции F-35B использован ряд решений, заимствованных от Як-141 (часть документации на него была куплена фирмой Lockheed-Martin в 1990-х гг.).






реактивный конвертоплан
римская империя расширение территории
хто придумав повітряну кулю
древние цивилизации индии и китая