Апофеоз подводных авианосцев - Авианесущие подводные лодки японского флота

Дальше всех в деле создания подводной авиации, бесспорно, продвинулись японцы, методично готовившиеся к большой войне на океанских просторах. Поступившие на вооружение в 1931-1932 гг. шесть субмарин типа Л М имели водоизмещение 2920 т и радиус действия 14000 миль; вооружение их состояло из двух 150-мм орудий и шести торпедных аппаратов, а экипаж насчитывал 92 человека. В кормовой части устанавливались два цилиндрических ангара для гидроплана Йокошо-2до (аналога британского Pato) и катапульта для его запуска. В правом ангаре хранился фюзеляж, в левом - крылья и поплавки.

С 1938 г. в состав японского флота стали поступать новые лодки серии В1 длиной 102 м, водоизмещением 2440 т, вооруженные, помимо одной 140-мм пушки и шести торпедных аппаратов, разведывательным самолетом. Ангар и катапульта стояли перед рубкой. Первоначально на них базировались двухместные бипланы Ватанабе E9W1, на смену которым пришли монопланы E14Y1 фирмы «Иокосука». 7 декабря 1941 г. эти самолеты произвели последнюю разведку Перл-Харбора перед ударом японской палубной авиации, а затем зафиксировали его результаты. 30 августа 1942 г. самолет с лодки I-25 сбросил две 76-кг зажигательные бомбы на территорию штата Орегон - это единственный случай бомбардировки континентальной части США за всю Вторую мировую войну. 19 октября 1943 г. система противолодочной обороны Перл-Харбора не позволила I-36 приблизиться к базе ближе 300 км, и командир принял решение послать свой самолет с этой дистанции. Поскольку дальность полета E14Y1 не превышала 550 км, все понимали, что обратно он не вернется. Летчик доложил о диспозиции кораблей в бухте и больше на связь не выходил.

В начале 1945 г. японский императорский флот получил две подводные лодки типа STo - I-400 и 1-401. Они уже имели целое авиакрыло из трех бомбардировщиков-торпедоносцев Аиши М6А «Сейран» - вполне современных самолетов со скоростью до 474 км/ч, дальностью полета 1190 км и потолком почти 10 км. Цельнометаллический моноплан с закрытой двухместной кабиной мог нести торпеду или 800-кг бомбу.

Корабли типа STo имели оригинальную конструкцию прочного корпуса: среднюю его часть выполнили в виде двух параллельно расположенных цилиндров, соединенных боками так, что поперечное сечение напоминало положенную набок восьмерку. По всем отсекам, кроме концевых, проходила прочная вертикальная переборка. Самолетный ангар выполнили в виде цилиндра внутренним диаметром 3,5 м и длиной 37,5 м. Несколько смещенный к правому борту, он оставлял слева место для рубки, заключенной вместе с ангаром в общее развитое ограждение. Через люк ангар сообщался с прочным корпусом, что позволяло начинать подготовку самолетов к старту еще под водой. Для размещения и обслуживания «Сейранов» предусмотрели индивидуальные тележки, которые перемещались по рельсам, переходящим в трек катапульты. Первоначально предполагалось, что «Сейран» после выполнения задачи будет приводняться на брюхо. Позднее самолеты решили оснастить нормальными поплавками, а на борту лодки по обе стороны от стартовой позиции под палубой разместили две герметичные трубы для хранения трех поплавков в каждой.

I-400 и 1-401 вместе с 1-1 и 1-13 планировали использовать для вывода из строя Панамского канала. К подготовке операции приступили в начале 1945 г. Для тренировки пилотов были даже построены макеты шлюзов канала. 6 августа 1-1,1-400 и 1-401 вышли в море и начали движение к берегам Америки. Трудно предсказать, чем мог закончиться этот вояж, но 16 августа пришел приказ о капитуляции и возвращении в базу. Для сохранения секретности «Сейраны» были сброшены в океан.






зарождение металлургии
когда изобрели компас
жак-этьен и жозеф-мишель монгольфье,биография
финский нож пуукко