Строительство подводной лодки
Первая попытка построить подводную лодку отмечена в 1620 г. Голландец Корнелиус ван Дреббел покрыл весельную лодку промасленной кожей, для весел оставил щели, герметизированные складками кожи, и продемонстрировал чудо своему покровителю, английскому королю Якову I.
Вторая после эксперимента Дреббе-ла попытка создать подводную лодку была предпринята в Северной Америке. В 1776 г. ученый Дэвид Бушнелл построил бочкообразную одноместную субмарину - «Черепаху». Ее приводили в движение два гребных винта, которые крутил руками человек, находившийся внутри. Ручной насос откачивал воду (балласт), и лодка поднималась на поверхность. Снаружи у «бочки» был контейнер с порохом, который можно было прикрепить к корпусу вражеского корабля крючками. Лодка Бушнелла была опробована во время Войны США за независимость, но попытка атаковать британский военный корабль в порту Нью-Йорка закончилась провалом.
В 1801 г. американский инженер Роберт Фултон построил во Франции «Наутилус». Это была подводная лодка длиной 6,4 м с ручным управлением, сооруженная из медных плит на стальной раме. Четырехместная лодка могла оставаться под водой три часа, пока в ней хватало кислорода. Во время испытаний она успешно потопила «вражеский» корабль.
В 1863 г. американский инженер Хорас Хан-ли скопировал проект Фултона и сконструировал подводную лодку для конфедератов. На вооружении субмарины стоял таран с зарядом взрывчатки. Длинный коленчатый вал, приводивший в движение пропеллер, вращали восемь человек. Во время второго испытания лодка утонула, погубив Ханли и всю команду. Позже субмарину подняли, и в 1864 г. она успешно атаковала корабль северян «Хаусатоник» в порту Чарльстона, но утонула вместе с ним, так как таран застрял в борту корабля.
В 1851 г. немецкий военный Вильгельм Бауэр построил подводную лодку «Брандтаухер». Ее команда состояла из трех человек, двое из которых приводили в движение «беличье колесо». После нескольких испытаний лодка затонула. Субмарина «Морской дьявол» (1855) оказалась удачнее - она совершила более 130 погружений. Длина корпуса лодки составляла 16 м, ею управляла команда из 16 человек. В 1863 г. французский инженер Симон Буржуа построил экспериментальную субмарину «Плонже» с двигателем, работавшим на сжатом воздухе. Но первый настоящий успех пришел к французам лишь в 1888 г., когда инженер Гюстав Зеде построил для французского военно-морского флота лодку «Жимнот» («Электрический угорь»). Ее приводил в движение электромотор мощностью 51л. с, вращавший полутораметровый гребной винт. В надводном положении ее скорость составляла 11 км/ч, в подводном - 8 км/ч.
Другие изобретатели экспериментировали с паровым двигателем. В деревянном «Воскресающем» конструкции английского священника Джорджа Гарретта котел разжигали перед погружением; под водой лодка плыла на запасах пара. Субмарина «Норденфельдт », построенная в 1882 г. шведским оружейником по проекту Гарретта, использовала подобную систему и к тому же была оснащена торпедным аппаратом.
Американский учитель ирландского происхождения Джон Холленд решил проблему двигателя. Получив деньги от нью-йоркского Общества фениев (революционеров, боровшихся за независимость от Британии), Холленд построил несколько подводных лодок с бензиновым двигателем для плавания по поверхности и электромотором для плавания под водой. В 1878 г. был создан одноместный «Холленд I», а в 1883 г. -трехместный «Фенийский таран». После ряда усовершенствований в 1898 г. был спущен на воду «Холленд VI», развивавший под водой скорость до 11 км/ч. Он был вооружен самодвижущейся торпедой, изобретенной в 1866 г. английским инженером Робертом Уайтхедом, и кормовой пушкой. Позже «Холленды» были оснащены перископом, изобретенным в 1903 г. американским инженером Саймоном Лейком, который в 1897 г. построил первую океанскую подводную лодку «Аргонавт».
Эволюция субмарины завершилась спуском на воду лодки с дизельным двигателем, который состоялся в Англии в 1908 г. Дизель оставался источником энергии для подводных лодок до 1955 г., когда в составе ВМС США появился «Наутилус» - первая атомная субмарина.
«Наутилус» Роберта Фултона по поверхности ходил под парусами (рисунок вверху). Под водой (рисунок внизу) лодка двигалась только за счет мускульной силы экипажа.
тактика рыцарей |
чинкуэда |
рассказы о героях древней греции |
потерянная янтарная комната |