Материалы


Строительство подводной лодки

Первая попытка построить подводную лодку отмечена в 1620 г. Голландец Корнелиус ван Дреббел покрыл весельную лодку промасленной кожей, для весел оставил щели, герметизированные складками кожи, и продемонстрировал чудо своему покровителю, английскому королю Якову I.

Вторая после эксперимента Дреббе-ла попытка создать подводную лодку была предпринята в Северной Америке. В 1776 г. ученый Дэвид Бушнелл построил бочкообразную одноместную субмарину - «Черепаху». Ее приводили в движение два гребных винта, которые крутил руками человек, находившийся внутри. Ручной насос откачивал воду (балласт), и лодка поднималась на поверхность. Снаружи у «бочки» был контейнер с порохом, который можно было прикрепить к корпусу вражеского корабля крючками. Лодка Бушнелла была опробована во время Войны США за независимость, но попытка атаковать британский военный корабль в порту Нью-Йорка закончилась провалом.

В 1801 г. американский инженер Роберт Фултон построил во Франции «Наутилус». Это была подводная лодка длиной 6,4 м с ручным управлением, сооруженная из медных плит на стальной раме. Четырехместная лодка могла оставаться под водой три часа, пока в ней хватало кислорода. Во время испытаний она успешно потопила «вражеский» корабль.

В 1863 г. американский инженер Хорас Хан-ли скопировал проект Фултона и сконструировал подводную лодку для конфедератов. На вооружении субмарины стоял таран с зарядом взрывчатки. Длинный коленчатый вал, приводивший в движение пропеллер, вращали восемь человек. Во время второго испытания лодка утонула, погубив Ханли и всю команду. Позже субмарину подняли, и в 1864 г. она успешно атаковала корабль северян «Хаусатоник» в порту Чарльстона, но утонула вместе с ним, так как таран застрял в борту корабля.

В 1851 г. немецкий военный Вильгельм Бауэр построил подводную лодку «Брандтаухер». Ее команда состояла из трех человек, двое из которых приводили в движение «беличье колесо». После нескольких испытаний лодка затонула. Субмарина «Морской дьявол» (1855) оказалась удачнее - она совершила более 130 погружений. Длина корпуса лодки составляла 16 м, ею управляла команда из 16 человек. В 1863 г. французский инженер Симон Буржуа построил экспериментальную субмарину «Плонже» с двигателем, работавшим на сжатом воздухе. Но первый настоящий успех пришел к французам лишь в 1888 г., когда инженер Гюстав Зеде построил для французского военно-морского флота лодку «Жимнот» («Электрический угорь»). Ее приводил в движение электромотор мощностью 51л. с, вращавший полутораметровый гребной винт. В надводном положении ее скорость составляла 11 км/ч, в подводном - 8 км/ч.

Другие изобретатели экспериментировали с паровым двигателем. В деревянном «Воскресающем» конструкции английского священника Джорджа Гарретта котел разжигали перед погружением; под водой лодка плыла на запасах пара. Субмарина «Норденфельдт », построенная в 1882 г. шведским оружейником по проекту Гарретта, использовала подобную систему и к тому же была оснащена торпедным аппаратом.

Американский учитель ирландского происхождения Джон Холленд решил проблему двигателя. Получив деньги от нью-йоркского Общества фениев (революционеров, боровшихся за независимость от Британии), Холленд построил несколько подводных лодок с бензиновым двигателем для плавания по поверхности и электромотором для плавания под водой. В 1878 г. был создан одноместный «Холленд I», а в 1883 г. -трехместный «Фенийский таран». После ряда усовершенствований в 1898 г. был спущен на воду «Холленд VI», развивавший под водой скорость до 11 км/ч. Он был вооружен самодвижущейся торпедой, изобретенной в 1866 г. английским инженером Робертом Уайтхедом, и кормовой пушкой. Позже «Холленды» были оснащены перископом, изобретенным в 1903 г. американским инженером Саймоном Лейком, который в 1897 г. построил первую океанскую подводную лодку «Аргонавт».

Эволюция субмарины завершилась спуском на воду лодки с дизельным двигателем, который состоялся в Англии в 1908 г. Дизель оставался источником энергии для подводных лодок до 1955 г., когда в составе ВМС США появился «Наутилус» - первая атомная субмарина.

 

 

«Наутилус» Роберта Фултона по поверхности ходил под парусами (рисунок вверху). Под водой (рисунок внизу) лодка двигалась только за счет мускульной силы экипажа.


23.09.2017




средневековые плащи
совня оружие
как изобрели машину для детей
кто изобрёл мотодвигатель