Древние судна
Первое парусное судно построили еще до изобретения письменности, поэтому трудно сказать, кто и когда его изобрел. Ясно одно - паруса поднялись над речными судами в Месопотамии и Древнем Египте ок. 3500 г. до н. э.
Древние паруса представляли собой квадратный или прямоугольный кусок мешковины, прикрепленный к мачте. Они использовались как дополнение к веслам, но только в том случае, если ветер дул в направлении, нужном моряку. В III в. н. э. суда, ходившие по Аравийскому морю, стали оснащать треугольными парусами, позволявшими плыть против ветра (перемещаясь галсами, то есть зигзагообразно).
Но лучшие суда в то время строились на Дальнем Востоке. Китайские многомачтовые джонки были вооружены квадратными парусами снизу и треугольными сверху и использовались на местных длинных и широких реках начиная с VI в.
На фрагменте гобелена из Байё (1066) - клинкерный (обшитый внакрой) парусный корабль викингов.
В Северной Европе наиболее развитой технологией судостроения владели викинги. Их морские суда, кнорры, оснащенные веслами и парусами, бороздили прибрежные воды Европы и, возможно, еще в XI в. добирались до Северной Америки.
Все суда, строившиеся в Северной Европе до XV в., были клинкерными - их корпуса сколачивались из досок внакрой (с перекрытием). Северные корабли оснащались квадратными, или прямыми, парусами, весьма эффективными при попутном ветре, и рулем, крепившимся на петлях к корме. В Средиземноморье суда выглядели иначе - их строили с карвельными корпусами из четырехкантного бруса, который соединялся вгладь (см. врезку). Корабль управлялся двумя рулевыми веслами - по одному с каждого, борта. В Средиземноморье отказались от прямых парусов и пользовались только косыми (треугольными), которые назывались «латинскими». Площадь латинских парусов была меньше, а потому использовали энергию ветра они хуже, чем прямые. Зато судно, оснащенное косыми парусами, могло быстро менять курс и плыть против ветра галсами.
Начиная с 1200 г. средиземноморские суда оснащали двумя мачтами и двумя латинскими парусами. Эти корабли, получившие название каравелл, были более быстрыми, но менее прочными, чем клинкерные северные. К тому времени суда обоих типов стали выше своих предшественников. На носу (спереди) и корме (сзади) появились боевые палубы - башни. К концу XV в. кораблестроители в Западной Европе решили совместить достоинства разных судов. На некоторых каравеллах, включая «Сан-та-Марию», флагманский корабль итальянского первооткрывателя Христофора Колумба, латинское парусное вооружение заменяли на прямое. Однако самым надежным судном для дальних путешествий была, конечно, карака -большой трехмачтовый корабль с полным парусным вооружением; считается, что первыми их стали строить генуэзцы. На закругленной корме такого судна возвышалась большая кормовая надстройка. Главная мачта (грот) несла прямые паруса, а вторая (бизань) с косым парусом находилась на корме и проходила через надстройку. Позднее в носовой части стали ставить третью мачту (фок). На ней был укреплен треугольный парус, предназначавшийся для лавировки. Со временем у карак этот парус стал большим, что увеличило быстроходность корабля. Скорость судна зависела от общей площади парусов, поэтому к концу XV в. караки получили дополнительные верхние паруса на передней и главной мачтах. Иногда на грот-мачте поднимали -третий, самый верхний парус. В XVI в. на самых крупных караках появилась четвертая мачта -бонавентура. Следует заметить, что на караке, идущей под всеми парусами и опутанной канатами, находиться было небезопасно.
Караки подходили и для длительных океанских походов, и для военных баталий. В XVI в. их строили очень большими, а на борт ставили до 40 пушек. Одной из лучших карак считается «Мэри Роуз», построенная по последнему слову техники своего времени, - флагман флота английского короля Генриха VIII.
Галеон - это модернизированная карака. У него вытянутый корпус, узкая спрямленная корма, а на носу - наклоненная вперед мачта (бушприт), которую поддерживало носовое украшение. Галеоны были быстроходнее, устойчивее современных им судов и менее подвержены рысканию - уходу с курса под порывами поперечных ветров.
Карака «Мэри Роуз» -лучший военный корабль своего времени. Вероятно, он был построен в Саутгемптоне (Южная Англия) ок. 1510 г. Пережил два капитальных ремонта (в 1528 и 1536 гг.), в результате которых увеличилось его водоизмещение. Затонул после боя с французской эскадрой в 1545 г.; потери составили почти 700 человек.
история вертолётов |
древняя колесо для воды |
безбашенные танки |
строение шлема рыцаря |