Голь на выдумки хитра - Импровизированная бронетехника

В ходе войн и конфликтов, которыми изобиловала история XX века, неоднократно возникали ситуации, когда острая необходимость вынуждала создавать бронетехнику буквально «на коленке». Например, во время подавления восстания ирландских сепаратистов в 1916 г. вышло так, что у британского командования в Дублине не оказалось бронеавтомобилей, которые были очень нужны для переброски войск по простреливаемым улицам. Тогда технические специалисты из 3-го резервного кавалерийского полка водрузили на место кузова грузовика Daimler позаимствованный на заводе пивоваренной компании Guiness паровой котел, превратив его в отделение для десанта. На цилиндрическом корпусе котла появились ряды отверстий - настоящие бойницы и нарисованные, которые, по идее, должны были сбить с толку вражеских стрелков. Кабина водителя и двигатель были обшиты стальным листом.

В 1919 г. в Эстонии был создан бронеавтомобиль Vana Pagan («Старый язычник»). В его задней части установили круглый броневой каземат с многочисленными амбразурами по всему периметру. Благодаря этому стрелять из него можно было не только назад, но также в стороны и даже отчасти вперед!

Большие потери в танках летом 1941 г. вынудили командование Красной армии принимать срочные меры. Уже в августе был готов образец бронетракто-ра на базе СТЗ-3. При бронировании шасси трактора было усилено, а для более плавного хода на него установили обрезиненные катки и мелкозвенчатую гусеницу с транспортного трактора СТЗ-5. Толщина брони составляла 10-25 мм. В броневой рубке, смонтированной на месте кабины водителя, устанавливалась 45-мм танковая пушка с ограниченными углами обстрела. Для обороны в ближнем бою внутри перевозился пулемет Дегтярева (ДТ или ДП). При постановке на серийное производство на ХПЗ эта машина получила индекс ХТЗ-16.

В 1941 г. бронировка тракторов осуществлялась не только по указанию сверху, но и в инициативном порядке «на местах». Во время обороны Одессы защитники города испытывали огромную потребность в танках. Чтобы хоть как-то удовлетворить эту нужду, на Одесском машиностроительном заводе им. Январского восстания на базе тракторов СТЗ-НАТИ было собрано порядка 60 «танков». Они защищались сварными броневыми (а в ряде случаев и просто стальными) листами и вооружались легкими пушками или пулеметами во вращающихся башнях, причем использовались как башни от подбитых танков, так и самодельные конструкции. Как правило, вооружение танка составляли два 7,62-мм пулемета ДТ.

В ночь на 20 сентября 20 танков были использованы в бою против румынских частей, осаждавших город, при этом особая ставка была сделана на психологический эффект применения танков. На танках были включены фары и сирены, и они без артиллерийской поддержки двинулись на румынские траншеи. Противник был обращен в бегство. После этого боя за танками закрепилось название «НИ-1», что расшифровывалось как «На испуг». Подобное название объясняется еще и Тем, что за неимением орудий большого калибра стволы легких пушек наращивались для придания танкам более «серьезного» вида, а иногда на танки попросту устанавливались муляжи орудий. Кроме того, по воспоминаниям ветеранов, при движении танк издавал ужасающий грохот.

Конец XX столетия оказался «урожайным» на локальные войны и конфликты. И в телевизионных репортажах из «горячих точек» вновь замелькали сооруженные в кустарных условиях бронированные «эрзацы», в которые превратились мирные грузовики и тракторы.






эратосфен киренский биография
кортик лесничего германии
штыки первой мировой войны
доклад об ньютоне для детей