Право в Арабском халифате

Особенностью судебной власти была ее децентрализация и обособленность от администрации. Судья (кади) формально подчинялся только халифу и выступал всегда от его имени. И только халиф мог отменить его приговор. Полномочия судьи определялись при назначении. Но уголовные дела рассматривались, как правило, эмирами и наместниками, от них же зависело выполнение решений судьи. Кади, кроме рассмотрения судебных дел, имел и другие обязанности (надзор за состоянием общественных зданий, дорог, мест заключения, по разделу имущества и др.).. Тюрем сначала не существовало, они были введены при Аббасидов. Тогда же окончательно сложилась и судебная система.

Право в Арабском халифате. Мусульманское право (шариат, фикх) была тесно связана с эволюцией арабской государственности. Изначально оно развивалось на основе казуистики. Это сугубо конфессиональное право, которое органично сочеталось с теологией ислама и был пропитан религиозными нормами (ибадат), догматикой (акаид), этическими представлениями (ахлак). Только в VIII в. начали формироваться правовые школы. Одним из известных правоведов того времени был Абу Ханиф, который написал трактат "Ал-фикх ал-акбар".

Важнейшим источником шариата считается Коран-священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, которые якобы принадлежат Мухаммеду. Вторым авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была Сунна ("священное предание"), состоящая из многочисленных рассказов (хадисы) о суждениях и деяния Мухаммеда. К источникам права также относятся иджма (общее согласие общины, мнения авторитетов - Муджахид и факихов), фетва (решение и мнения теологов - муфтиев), кияс (решение по аналогии), урф и адаты (правовые обычаи - собственно арабские и заимствованные у покоренных народов ), фирманы (указы и распоряжения халифов) и кануны (законы). Особенностью мусульманского права было то, что выводы правоведов оставались действительными, даже если противоречили друг другу.

Шариат не знал разделения права на отдельные отрасли, а вся его система строилась на отношениях мусульман с Аллахом, с иноверцами, между собой, между государствами. Значительное развитие в нем получили гражданско-правовые отношения (муамалат). В шариате достаточно подробно определялись способы возникновения права собственности.

Государство и право в сословно-представительных монархиях


Не интересуют ли Вас вечерние платья модные? Посетите сайт onlydenny.ru, на котором сможете найти их.





величественный шаг монарха
кто придумал банковскую карту
история оружия для детей
византийский император приказавший ослепить пленных болгар в 1014г.