Особенности права индейцев
Всю верховную власть в майя имел халач Виник ("настоящий человек"), которая была почти абсолютной. Существовали наследственные царские династии. Советником правителя был верховный жрец (ах кон май). Верховные вожди, жрецы и советники образовывали при правителе нечто вроде государственного совета. Приближенной к халач Виника была должность кальвака, в ведении которого находились поселки и их управители. Непосредственная власть на местах принадлежала батабам, которых назначал халач Виник из числа своих родственников или верных людей. Эта должность была пожизненной и постепенно превратилась в наследственную. В ее функции входило наблюдение за сельскохозяйственными работами, уплатой налогов, сооружением и ремонтом домов. Во время войны батаб командовал воинами своего поселка. Он выполнял все предписания халач Виника и свои действия должен был согласовывать с местными жрецами.
В судебной системе верховным судьей был халач Виник, а суд не отделялся от администрации. Следствие велось устно с участием свидетелей. Существовали должности защитников (ах кулель) и полицейских (топот), а также в одном лице городского судьи, судебного исполнителя и городского советника (ах наш бе).
Особенности права индейцев доколумбовой Америки. Памятников права инков, ацтеков и майя не сохранилось. Но известно, что главную роль в регулировании общественных отношений играли обычаи, традиции и религиозные табу. Они были важнейшим источником права. Правовые нормы создавались, по сути, монархами, судей и должностных лиц государства. Все правонарушения рассматривались через призму греховности. Древние законы знали принцип талиона. Например, у майя убийца казни предавался тем же способом, каким умерла его жертва, при этом приговор исполняли родственники умершего.
Социальные нормы в первую очередь оберегали собственность. Так, за кражу у майя предполагалось превращение в раба, но могла применяться и смертная казнь, а у ацтеков - пожизненное рабство или смерть, у инков предполагалось за первую кражу из поля осуждение, а за вторую - побивание камнями, за первую мелкую кражу - избиения в публичном месте, за вторую - телесное наказание, а за третью - смертная казнь, за кражу из храма-только смертная казнь. В то же время уже начал формироваться принцип возмещения причиненных убытков. В договорном праве существовали договоры обмена, купли-продажи, займа.
Государство и право в Арабском халифате
Хотите ли Вы получить
часть шлема рыцаря |
кама серп купить |
когда изобрели компас |
кинжал гольбейн эпохи ренессанса |